С 7 декабря 2013 в России вступает в силу закон о тестировании на наркотики учащихся средних учебных заведений. По утверждениям специалистов, 10-13% старшеклассников имеют опыт потребления наркотиков. Также утверждается, что в России дети начинают пробовать наркотики с 10-12 лет.
Сергей Кивенко, директор негосударственного Центра социальной реабилитации для несовершеннолетних «Яблонька», прокомментировал закон о тестировании подростков на наркотики в программе ФОРТ РОСС на Радио СИТИ-FM 87.9 (Москва) Radio show FORT ROSS on CITY-FM 87.9 (Moscow, Russia):
Дмитрий РОСС: Сергей Валентинович, на Ваш взгляд, нужно ли проводить подобное тестирование в школах или нет?
Сергей КИВЕНКО: Проблема, конечно, очень актуальна. И здесь сразу возникает целый ряд вопросов. Какой-то анализ проводить, конечно, надо, так как такая потребность назрела. Это должно делать и в целях профилактики в том числе. Но вопрос самого тестирования — это вопрос, который широко обсуждается в среде специалистов. Самый первый ключевой вопрос — кто составлял эти тесты? Ведь в тестах есть вопросы, которые молодые люди и подростки не могут понять, вопросы, которые двусмысленны. Например, формулировка «умеренное употребление наркотиков». «Умеренное» может быть двоякого смысла, и так далее. То есть отношение к содержанию тестов неоднозначно.
Дмитрий РОСС: Сергей Валентинович, насколько мне известно, в Центре реабилитации, которым Вы руководите, были случаи, когда в Центр приходили наркозависимые подростки. Какими были Ваши действия? Что Вы делали с такими подростками?
Сергей КИВЕНКО: Самое первое, что надо делать в таких ситуациях, — это понять, что несовершеннолетний в такую ситуацию попадает не по своей вине. Это ребята 15-16 лет, которые где-то попробовали какие-то таблетки. И ребята, которые приходили к нам, только вставали на этот путь. То есть нам в этом смысле было проще. Такому подростку мы старались дать почувствовать себя в безопасности в Центре «Яблонька».
У нас никто не будет его преследовать или угнетать за его поведение и нахождение в такой трудной ситуации. Реабилитация таких подростков заключалась в достижении главной цели — достичь взаимопонимания, наладить мост к ребенку, и поэтому мосту пройти дальше, потому что всегда есть возможность найти мотивацию избавиться от этого.
Дмитрий РОСС: Ваш Центр — негосударственный, Вы занимаетесь социальной реабилитацией несовершеннолетних. Что такое социальная реабилитация?
Сергей КИВЕНКО: В первую очередь социальная реабилитация — это возможность, которая появляется у ребенка по получению необходимых, так называемых, социальных услуг. У ребенка есть физиологические потребности — быть сытым, одетым, обутым, и потребности социальные — это когда ребенок знает, что он социально защищен, и у него есть перспективы адаптации к среде, в обществе.